Станица Луганская. История Донского казачества.

1552-1917 рр. | Станиця Луганська, Луганська область
В 1552 году царь Иван IV Грозный отблагодарил казаков за взятие Казани, отдал им реку Дон в вечное владение C этого времени Россия официально признала за казаками право на земли поймы Дона ( со всеми его притоками, т.е. с запольными речками), а дальше начались урезы и колонизация. В монархическое время наиболее значительные потери для казаков пришлись на правление Петра Первого, физическое уничтожение большого количества Донских казаков (7000 только казненных не считая погибших во время подавления Булавинского восстания , резкое ограничение самоуправленческих прав,уменьшение территории Войска Донского на 1 000 000 десятин – примерно 10000 кв.км. в основном за счет отторжения части юртов бассейна Северского Донца. Но следует отдать должное последующим монархам - именно посредством их действий Область Войска Донского подросла в после Петровский период и обрела очертания, которые и сохранились до «Великой Октябрьской революции».

Советской властью было завершено, дело начатое Петром первым - уничтожение ОБЛАСТИ ВОЙСКА ДОНСКОГО и начато агрессивное изживание исторического самосознания донских казаков.Взгляните на карту, и Вы увидите, расчленили – часть Миусского, Черкасского и Донецкого округа передали на Украину; Хоперский, Усть-Медведицкий и большая часть второго Донского округа включены в Волгоградскую область. Округа разбили на искусственные образования – районы, при создании которых угробили станичные юрты, похоронив основу коллективного сознания казаков их общественные земли и «круг»- как способ самоуправления и сознания единства. Более чем на 80 лет намерено забыли про историю Донских казаков, оставив лишь «восстания» Разина, Булавина и Пугачева преподнося их как «борьбу угнетенного крестьянства, приперченную налетом варварства банд собранных из беглых крестьян». Под страхом физического - «под корень» уничтожения казачьих семей канули в лету родовые фотографии, реликвии, награды и устные предания о предках.

И все это «благодарные элиты» России сделали с людьми, о которых, за воинскую доблесть и преданность, сказал кумира этих элит Наполеон - «Дайте мне одних лишь казаков и я покорю всю Европу».

О Юртах Донских казаков в 17 веке.

Территориальное деление войсковой земли Донских казаков в 17 веке и далее вплоть до советского времени ЮРТОВОЕ. Доказательством тому служат послания Русских царей к Войску Донскому все они с первого из опубликованных в Донских Делах начинаются словами: «… на Дон, в нижние и в верхние юрты …, всем атаманам и казакам Донским, низовым и верховым».(1614 г. – первая дата из опубликованных в Д.Д.). В обращении к Войску в царских посланиях нет слова ГОРОДОК, но есть слово ЮРТ, означавшее нечто большее, чем городок.

ЮРТ - некоторая территория, содержащая в себе ГОРОДОК, именем которого назывался ЮРТ, и, видимо, другие ПОСЕЛЕНИЯ.

Данных о других, нежели городки, ПОСЕЛЕНИЯХ скудны но все же достаточны, что бы сделать вывод об их существовании:

- «.. из верних казачьих городков ис Терновых из Нижних». (1621 г., Д.Д.1), как Вы видите, Терновых городков из Нижних несколько.

- «…из Азова до Кременных семым днем, а идут в свой казачей юрт на речку Орчеду……» (1638, Д.Д.1). Казаки шли из Азова, значит «юрт на Орчеде» располагался выше Кременных и он там один. На реке Арчаде, притоке Медведицы, располагался казачий городок Арчады (29-казаков и 25-бурлаков,1698 г., П.В.С.). Наименование юрта и городка однокоренные. Казаки шли в юрт, а не в городок Арчады - поэтому можно сделать вывод, что помимо городков в юртах были и другие поселения.

- «…милости и жалования не будет, и нам из города идти на старые свои юрты, а города (имеется в виду Азов) держати, нам холопам твоим, не в мочь, потому что мы не горододержцы» (1640, Д.Д.2). Таким образом сформулировать свои мысли могли только те люди, образ жизни которых шире чем несение службы по обороне города, а ведь городки, и не маленькие по тем временам были и у Донских казаков и их то они держали. Так почему же они не горододержцы, навыков ведь не занимать?

Выбранные в станицу казаки 3 дня на Тузлове на Крымской стороне в декабре ждали атамана (1639,Д.Д.1). Я думаю всем понятно, что зимой можно ожидать 3 дня перед походом на Волуйку (еще 5 дней ходу до Валуйки , 1643,Д.Д.3.) только находясь тепле, т.е. в некоторых строениях. Место удобное для перехода в брод Тузлова, в летнее время, называется Каменный брод в трех и пяти верстах от которого в 1741 г. уже существовали Грушевские хутора «числом дворов не мало». (Указ № 522 ,1750 октября 4).

- «…будем вверх Чиру на речки Черной…. И отошел, государь я, холоп твой, с товарищи своими от них боем к крепости об один конь к невеликой придереви, и отсидели, государь, мы в осаде три дня…» (1640,Д.Д.2) Из текста видно, что отшли казаки к уже существовавшей в момент боя маленькой крепости придереви.

«Придеревь»- небольшое укрепление, строящаяся рядом с угодьями, в котором можно было отсидеться в случае внезапной опасности. (АИП).

- «.. а только принять не велим, и вам его покинуть и идти по старым своим куреням..» (1642, Д.Д.2.). В этой фразе царь отказывает Донским казакам в просьбе принять от них Азов, повелевает оставить город и разойтись. Но почему не по старым своим городкам, а «по старым своим куреням»? Ответ на этот вопрос дают казаки в Войсковой отписке «…казаков наших рыбалок у касяков на куренях многих же поимали. ...не дадут Азовцы ныне за рыбою и за дровы из города выйти…» (1656, Д.Д.5). Курени находились вне городков.

- «…Борщевского монастыря…и при старости, и при болезни, и от ран увечные постригаются и живут из нас, холопей твоих, все наши же братья, Донские атаманы и казаки, а не из городов, государь, да не из сел приходя, постригаючись живут….» (1653, Д.Д.4.) Живущие в городках и селах не постригаются, видимо, есть кому и на что о них заботиться, постригаются бурлаки, не принявшие постриг в монахи в монастыре не живут. (Бурлаками в стародавние годы казаки именовали одиноких казаков, либо вдовцов не имевших детей, либо, по-видимому, новоприбранных и еще не успевших обзавестись семьей. «….— Нельзя мне, Василий, пустить тебя к себе; у меня, видишь ты, дело какое. Я четыре года тому на Покров овдовел и остался бурлакой; детей у меня тоже не было. Бурлачил я, бурлачил, да вот и женился опять, так мне тебя к себе, к молодой, пускать не приходится…»( И-Ж.В)

- в челобитной о посылке всполошного колокола казаки пищут «…колокол в Черкасске нам мал, потому что мы, холопи твои, юртоми живем в розни…» (1656, Д.Д.5). В 18 веке город Черкасск состоял уже из одиннадцати станиц - Черкасская, Середняя, Павловская, Дурновская, Скородумовская, Тютеревская, Прибылянская, три Рыковских и Татарская.

Более мелкие чем городки поселения располагались, по-видимому, в радиусе 15-20 верст (30-40 км) от городка - Маленькая крепость придереви напротив городка Вешки в верховьях речки Черной, расстояние между городками на Медведице и на Северском Донце . Такое расстояние помимо прямых измерений объясняется еще и необходимостью иметь возможность укрыться в большом городке в случае набегов крупных сил Татар, Турок, воровских Черкас и т.д.

Кроме всего прочего, понятие ЮРТ, по-видимому, содержало в себе не только территориальное значение, но и отражало объединение казаков в группы – живущие на одной территории составляли группу с атаманом во главе, это видно из:

- сами казаки относили себя к юртам, было отмечено выше « юрт на реке Орчады»;

- из царских обращений «.. в юрты…атаманам и казакам..»;

- в большом числе Московских «жалований» отдельных казачьих станиц, различных атаманов и есаулов в документах Донских Дел немало. При этом рядовые казаки не ропщут, получая жалование несколько меньшее, чем атаманы и ясаулы, значит атаманы и ясаулы - люди заслуженные и переизбирать их ежедневно никто не будет из-за нецелесообразности. Большое количество различных атаманов говорит о существовании равноправных казачьих групп, относящих себя к Войску Донскому и объединявшихся в большие соединения по необходимости.

Донские казаки различают в своей среде Атаманов, Ясаулов и Рядовых. Деления на десятников, пятидесятников и сотников, как это было принято у полковых Российских казаков у них не существовало, что говорит об отсутствии устойчивых воинских соединений – полки, сотни и т.д. Сотники и хорунжие, характерные в 17 веке для Запорожских Черкасов, появились у донцов также намного позже.

Атаман от всего войска Игнатий Бедрищев упомянут уже в 1614 г. и с ним перечислены 24 атамана юртов стоящих выше Раздор.

Первый из Войсковых атаманов, Михаил Иванов, выделяется в царской грамоте в 1638 после взятия казаками Азова: «…..на Дон, в нижние и верхние юрты, атаманам и казакам Михаилу Иванову и всему Донскому Войску…». В последующих царских грамотах данная форма обращения становится постоянной, в ней отражается, с одной стороны, некоторое постоянно существующее Войсковое объединение во главе с войсковым атаманом, с другой стороны, две группы юртов – нижних и верхних и, с третей стороны, юртов как таковых с самостоятельными атаманами и казаками. Войсковой атаман, как и остальные атаманы, был выборным. Выборность атаманов легко проследить по смене Войсковых атаманов.

1636г. - Иван Каторжный, 1637г. – Иван Каторжный, декабрь - Михаил Иванов, 1638г. - Михаил Иванов, май -Тимофей Яковлев, август 1639г. - Наум Васильев, 1640г. - Наум Васильев, декабрь 1641г. - Осип Петров и т.д.

Обратившись к иным источникам можно выяснить, что:

«Юрт - термин, употреблявшийся в средневековых восточных источниках в значении "владения, места жительства, страны, земли". В русских источниках означал территорию государств, возникших после распада Золотой Орды (Сибирский юрт, Крымский юрт и др.).

С Крымским юртом у Ивана III был союзный договор - первый международный договор Московского государства - договор с "Крымским юртом". По этому документу Менгли-гирей обязался разгромить Большую орду - врага Москвы, что он и сделал. Данное обстоятельство решило судьбу "Стояния на Угре".

(тюрк.) ..1) семья или род, ведущие самостоятельное хозяйство; ..2) владения рода; ..3) совокупность владений отдельных татарских ханств.

Сравнивая использование термина ЮРТ в документах Донских Дел с использованием этого термина в средневековых восточных и русских источниках приходим к выводу, что Юрт Донских казаков почти государство, если бы не объединение в Войско Донское и не вольность казака.

В 17 веке на Дону или применительно к Дону в понятие ЮРТ входили признаки:

- Юрт это признанные владения некоторой группы казаков, в отличие от «Пустового юрта» занятого воровских казаками с городком Рига (Д.Д.5.); В 18, 19 и начале 20 веков юртовые земли, с согласия соседей или по Войсковому решению при участии соседей, закрепляются с помощью межевых знаков, в 19 веке, после создания Комиссии размежевания земель Войска Донского, издаются межевые книги и вычерчиваются межевые планы не только станичных юртов но и отдельных владельцев;

- Юрт имеет городок - «столицу» по аналогии с государством, именем городка называется юрт: «Богучаровский юрт», «Гундуровский юрт», «Красненский ютр», «юрт на реке Орчаде» и т.п. (Д.Д). Городок был укреплен для длительной обороны при осаде, в него собирались юртовые казаки при серьезной опасности. Наименование городков, как правило, совпадает с наименованием реки или острова где они расположены. С 18 века городки уже именуются станицами, иные поселения юрта заселенные казаками именуются хуторами, а заселенные крестьянами однодворцами или работниками зажиточных казаков - слободами. Государственные Крестьяне - однодворцы и работники были в основном малороссиянами – по-современному, украинцы.

- Юрт это самоуправляемая структура. Круг - основной управленческий орган, в промежутке между созывами круга управленцы – выборные Атаман и Есаул. 24 атамана городков Раздоры и выше , « …Хоперские казаки Пристанского городка атаман Евтифей Гаврилов с товариши …», , «…Донские казаки Верхних городков,городка Медведицы Атаман Ерошко Петров…», «..в казачьих верхних городках на Хопре и Медведице….,атамана Дроздя..,а городки де у них здорова…» и т.п.

Частоту выборов в 17 веке юртовых атаманов и есаулов проследить по Донским Делам не представляется возможным, но если учесть, что Войсковой атаман (с 1638г. признанный царем представитель Войска) избирался на один год, на начальном этапе существования, то можно предположить такой же срок и для юртового «старшинства». Тем более, что с очевидностью, именно юртовое управление было прообразом управления Войскового. Круг собирался по мере необходимости, например, для вынесения «смертного приговора» за воровство на Дону, или для вынесения другого способа «попенять» провинившегося казака, который после решения объявлялся «Пенным», или принять и заслушать царскую грамоту и разделить жалование и др. В дальнейшем способ «республиканского» управление преобразуется в станичное правление, которое даже в весьма ограниченном виде в 19-20 веках все равно сохраняют свои Демократические признаки.

Традиции Юртового круга (в законсервированном виде, в связи с проживанием вне Дона в Турции) сохранились в быту казаков-некрасовцев, вот его описание: «…Порта, сказали мы, не мешается во внутреннее управление общин, так что в Майносе вся власть сосредотачивается в руках круга. Круг избирает атамана и есаула. Атаман — это староста, судья и представитель войска, есаул — его рассыльный. Круг, созванный не атаманом и не есаулом, считается почти бунтовским и собирается только в крайних случаях, например, для наказания атамана и т. п. О собрании круга атаман повещает казаков накануне через есаула. Есаул ходит под окнами и кричит:

— Атаманы-молодцы, не расходитесь, не разъезжайтесь до свети: а кто куда пойдет или поедет — десять левов войсковой приговор!

Бывает, впрочем, и двадцать левов, и пять левов, смотря по важности дела и по решению атамана; деньги эти идут в войсковую казну. Утром круг снова закликается:

— Атаманы-молодцы, сходитеся, собирайтеся в войсковой круг, а кто не пойдет, — десять левов войсковой приговор!

По обычаю, атаман приходит первым на круг и садится на завалинку; подле него садятся старики, прочие окружают их, хозяева впереди, а бурлаки и молодые казаки назади. Есаул становится в середину. Атаман отрывает совещание неизменною формулой: "Атаманы-молодцы, все славное войско кубанское......" и затем переходит прямо к делу, например, — "энто, как вам с Степаном Соймоновым быть, или, энто, вчера кавас из Бандерова прибег с бумагой" и т. п. Изложивши все дело, атаман спрашивает: "Как рассудите, атаманы-молодцы?" и этот вопрос повторяет есаул, оборачиваясь направо и налево. Подымается говор, спор, горланы горланят, и, наконец, все-таки составляется войсковой приговор, о котором есаул докладывает атаману; атаман надевает шапку, тем дело и кончается.

Атаман решает, виноват или не виноват обвиняемый, а наказать или не наказать приговаривает круг; но от атамана зависит, когда остановить экзекуцию. За обвиняемым посылается есаул, и тут играет большую роль кумовство и взяточничество, так как атаман может не собрать круга, а есаул может не найти виноватого. Допрос виноватого и свидетелей ведет опять-таки атаман, хотя круг может тоже сбивать их с показаний, а запутать обвиняемого, сбить его на словах, довести до обмолвок считается верхом юридического искусства. Когда разъяснилось дело, атаман спрашивает круг: "Атаманы-молодцы, поучить или простить?" Что повторяет и есаул, оборачиваясь по сторонам. Начинается спор, виноватый и его родные просят пощады и валятся в ноги (в ноги казаки кланяются при каждом случае, так что челобитье, думаю я, было в XVII и в XVIII веке действительно челобитьем). Жена кланяется мужу, дети отцу и матери, ученики учителю, миряне попу, младшие старшим, так что на улице, даже где-нибудь и не в Майносе, а в более просвещенной Добрудже, становится даже не ловко смотреть, как прохожие вдруг снимают шапки, нагибаются и отвешивают земные поклоны, по-видимому, без особенной надобности. Есаул провозглашает приговор. Если круг прощает, то виноватый кланяется атаману, потом старикам, потом на все стороны, и тем дело кончается. Если ж круг приговорил поучить, то немедленно являются на сцену дручки (шесты, дубины), к которым привязывают пациента. К одному дручку привязывают руки наотмашь, а другой привязывают к шее и к ногам. Распяв таким образом виноватого, кладут его на землю ничком, и начинается битье плетьми. Бьют охотники, которые всегда тут же находятся из его доброжелателей, которые не пропускают случая свести с ним старые счеты. Круг подзадоривает их и подсмеивается над жертвой, пока атаман не объявит "довольно". Наказанный, когда его отвяжут, обязав поклониться атаману и кругу, разумеется, в ноги, и сказать: "Спаси Христос что поучили!"

Плетьми бьют за все и про все, так что плети даже почти и не считаются серьезным наказанием: это простое ученье. Молодежь даже нарочно проказит, чтоб отведать плетей, потому что непоронный считается как-то недостойным уважения, не настоящим казаком. Порют за пьянство, за буйство, за мелкую кражу, за непослушание родителям или атаману, и дают плетей от двадцати (что считается легким наказанием) и до ста; сто и полтораста плетей дают за важные грехи, например, за супружескую неверность, причем женщине дается больше ударов, чем казаку.

Но плетьми дело не кончается, надо еще чтоб атаман и круг простили: иначе наказанный теряет все личные права казака. Его всякий может ругать, упрекать, шпынять как угодно, и он не смеет ничего ответить, его пристрелят как собаку. Неупрощенный либо бежит из села, либо прячется где-нибудь, пока круг не даст ему помилованья, а для этого надо, чтоб атаман ударил его слегка палкою по плечу и сказал: "Ну, Бог те простит, вперед не греши". За покушение на убийство, в трезвом или в пьяном виде преступника бьют в артельщину, то есть бьет всякий кто может, чем может и сколько может, а на круг тащат уже потом. Круг выдает его головой тому на кого он покушался. Это совершается таким образом: обиженный навязывает нитку на палец покусителя и ведет его торжественно к своему двору, где и привязывает его к воротам. Он может плевать на него, бить его, ругаться над ним, словом, он его господин, и никто не может ему запретить даже убить виновного. Если душа у него натешилась вдоволь, если он устал, то может позволить своим родным и приятелям позабавиться над несчастным. В доме у него в это время пир горой идет: родные преступника тащат обиженному все что могут, только б он отпустил душу на покаяние, сиротами детей малых не пустил, молодой жены вдовой не оставил. Кончается, разумеется, тем, что тот прощает преступника, но редко кто переживает долго битье в артельщину и выдачу головой. Если выданный порвет нитку — новая артельщина; если он бежит — пуля вдогонку; если он спасся — не показывайся в село. Достаточно в ссоре схватиться за нож или за пистоли, чтобы вызвать артельщину.

За убийство, особенно за убийство казака, убийцу по приговору круга, закапывают по плечи в землю и так оставляют. Майносцы говорят, что этого теперь не делается, но говорят с таким уважением к этому обычаю, что я уверен в его существовании. "Давно, говорят они, у нас энтого не делалось, чтобы казак казака забил, так что энтое и не приводится теперь".

За богохульство и за святотатство круг не судит. Преступника убивают на месте чем попало......

За измену славному войску кубанскому пристреливают по приговору круга…»(И-Ж.В).

Однако, следует заметить, уже в конце 17-начале 18 века Войско Донское проявляет, как всякая централизованная власть, признаки построения жесткой вертикали и назначает атаманов городков «….. А прежнего атамана Семена Кульбаку велено ему(Харитону Абакумову) переменить, для того что он в том городке был год, да и для того что явились от него на Бахмуте многие обиды…. Да с ним же посланы Мишка Скоробогатка да Левка Быкадеров…».(ЦГАДА).

Занятия казаков.

Воинская служба.

Основное занятие Донских казаков – это, конечно, Воинская служба. Именно за это Донские казаки ежегодно в допетровский период получали жалование – хлебные запасы (рож, муку, овес, сухари, толокно и различные крупы), деньги, порох, ядра для пушек и свинец для пищалей (мушкетов), сукно различных сортов (для пошива верхней одежды - настрафил и т.п.), вино.

Для оценки размера Войскового жалования приведу сводные данные за 1638-1644 гг. (Д.Д.)Деньги - 34500 рублей, хлебные запасы - 15300 четей (1775 тонн), сукно - 323 поставок (5000 пог.м. стоимость 6500 руб. по настрафилю), вино - 750 ведер (9000 литров), порох - 1460 пудов (23,4 тонн), свинец - 1400 пудов (23,4 тонн).

Чтобы почувствовать величину денежного жалования отметим – хорошая лошадь стоила в среднем 10 руб., пищаль стоила 1 рубль, выделено жалования для постройки церкви в Черкасске в 1650 г. – 100 рублей.

В 1648 г. для помощи казакам, по их просьбе, снаряжен отряд 1000 солдат, набранных из вольных людей украинных русских городов сроком службы на один год, голова отряда - дворянин Лазарев. Этот отряд был экипирован следующим образом: 1000 пищалей, 1000 пик, 1000 шпаг, 150 пуд фетилю, 20 топоров, 30 заступов (пояса, половники и т.п. не считаем), 10 кирок, 5000 руб. годового жалования, 1000 четей хлебных запасов, по 100 пудов пороха и свинца.

Пограничная функция.

Занимая бассейн Дона и его притоков казаки эффективно защищали юг, Волжские и Астраханские вотчины России от Турции, Крымских и Ногайских орд. Путь или сакмы татарских набегов на украинные города России пролегал западней территории Донских казаков. (Смотрите - Карту засечных линий). Лишь одна из сакм лежит в Области Войска Донского, а именно ниже Айдарского городка, при этом в Д.Д. не встречаются данные о проходе по этой сакме особо крупных орд.

Охранно-дипломатическая функция.

Обеспечение безопасности прохода русских и турецких послов из Азова в Москву и обратно: Из Волуйки стрельцы и полковые казаки провожают послов только до Северского Донца (Д.Д.2.,1640), из Москвы Донские станицы идут с послами либо через Шацк на Хопер и затем Доном, либо через Воронеж сразу Доном;

выполнение царских поручений по привлечению Ногайских орд и Калмыцких тайш под «сильную руку великого князя и царя всея Руси», царская грамота идти войной на Крым и уговаривать Нагайцев переходить в подданство государю, (1639, Д.Д.1) и т.д.: выкуп в Азове «полоняников»; взаимодействие с Черкесами и Запорожскими Черкассами.

Военные походы 17 века.

Нападение на Турецкие и Крымские каторги, морские походы в Турцию, в Крым и на Таманский полуостров, всегда массовые и практически ежегодные, да бывает и несколько раз в год – не менее 30 морских стругов (от 600 казаков иногда с Запорожцами). Цель походов: предупреждение набегов на Русь и на Дон, или разгром тылов в случае начавшегося набега орд на украинные русские города. Результаты походов: трофейные запасы и оружие, освобождение полоняников донских казаков, русских и Литовских людей (малороссияне, ляхи, литовцы, запорожские черкасы), захват татарского полона (женщины и дети) – последующая их продажа в Русь. (Д.Д.);

промысел над воинскими людьми пришедшими или идущими на Дон и в украинные Русские города, сквозная линия по всем документа (Д.Д.1-5);

Служба за пределами Дона.

При Молодях (1572) против Давлет-Гирея (ЦГДА1), Ермак, на Урале у Строгановых, Астрахань (ВДС), Смоленск (1633, Д.Д.1), отказ от службы у Иранского шаха (1640, Д.Д.2.), в Литовских походах Царя (1657, Д.Д.5) и т.п.;

взятие и удержание Азова-

Азовское сидение 1638-1642 гг. В Азовском сиденье участвовали в основном Донские казаки, приходившие на помощь 1500 Запорожцев ушли из-за войны с Литовцами. Русский царь не принял Азов – состоящий из трех городов: Озов, Ташкалов и Тапроколов (1642, Д.Д.2.), и казаки покинули его по приказу царя, не желавшего поддержать самовольные действия казаков и желавшего мира с сильным соседом - Турцией, на очереди было возвращение исконно русских земель, населенных единоверцами, Смоленщины, Малой Руси и Былой Руси, что Россия и осуществила к 1655 году;

оборона городков-

наиболее тяжелый период 1644-1648 гг. В это время турки совместно с татарами предпринимают самые значительные попытки «сбить» казаков с Дону. В 1644 г. уничтожение Монастырского (больше не восстанавливался) и Махинского городков. По просьбе казаков царь снаряжает в помощь, 3000 с дворянином Кондыревым и 1000 с дворянином Лазаревым, набранных вольных людей - правда толку от них мало, в отписках казаки сообщают от том, что вольные люди распродав выданные им в поход запасы с Дону разбежались. (1646, Д.Д.3., 1648, Д.Д.4.) К чести последних, разбежались не все. 1660-1661 гг. турки и крымские татары пытаются ограничить выход донцам в море, строятся городок Донецкий на Мертвом Донце и Колончевские башни, городки и башни казаки пытаются сбить совместно с русскими ратными людьми под руководством дворянина Хитрова. Первое, из двух, удачное взаимодействие казаков с царскими ратными людьми, князя Пожарского, было на Дону в 1646 г., по всей видимости потому, что конница его состояла из Терских казаков, которые являются потомками Донецких Гребенских казаков. Следует отметить, что в обоих случаях взаимоотношения царских воевод с казаками не было безоблачным. Казаки не подчинялись воеводам, воеводы в ответ неэффективно взаимодействовали с казаками, как пример Хитров отозвал своих людей непосредственно во время приступа городка на Мертвом Донце и Колончевских башен (1661, Д.Д.5.). Весь 17 век цари мягко пытаются поставить Донских казаков под свой полный контроль, особенно это заметно при передаче жалования – царским посланникам указано в круг не ходить, в результате они встречаются в церкви после молебна и там казакам зачитываются царские грамоты, после чего отдавалось жалование. Казаки, безусловно, выполняли указания, изложенные в царских грамотах, но не признавали его бояр и воевод. Не зря в Донских песнях звучит это отношение - «царь и брат наш Николай»;

разведка -

добыча «языковых» во время любых военных столкновений и специальных выходов, получение сведений от освобожденных или «вышедших из полона», от Нагайских татар и из Азова – для чего использовались Донские татары-казаки, от Запорожцев. Все важные сведения безотлагательно сообщались в Войсковых отписках в Москву, сквозная линия по всем документа (Д.Д.1-5). Путь с войсковыми отписками со сведениями в основном шел степью, на Волуйку, через верхние юрты Северского Донца.

Взаимоотношение Донских казаков с Запорожскими Черкассами было двоякое, что, по-видимому, связано с раздробленностью Запорожцев. Группа Запорожцев – реестровые казаки примерно 6000 была признана Польским королем и наделена привилегиями, остальные были самостийными Черкассами. С реестровыми казаками у Донцов происходили столкновения, поскольку они приходили «воровать» на Северский Донец и Дон (1642, Д.Д.2) и, видимо, опираясь на них, Богдан Хмельницкий, мечтая о незалежности, собирался с 6000 Запорожцев и Крымскими и Турскими людьми разорять городки Донских казаков (1650, Д.Д.4.). Но были и другие Запорожцы, с которыми у Донцов было полное взаимопонимание и удачные совместные действия. Очень похоже, что это были Черкассы левобережья Днепра. Именно они, прознав про тяжелое положение Донцов, собрались в количестве 5000 на территории нынешней Харьковской области и обращались с челобитной, к «царю и великому князю Алексею Михайловичу всея Руси», отпустить их служить на Дон (1646, Д.Д.2).

«воровство» -

Приписанное Донцам «воровство» (грабежи на Дону и на территории Руси), как основная деятельность во время их возвращения на Дон в 16 и далее в 17 веках, вызывает лично у меня очень большие сомнения по нескольким причинам:

- в 17 веке до 1663 г. существует лишь один случай доказанного «воровства», в царской грамоте отмечен - городок Рига (1659, Д.Д.5). Причем атаман и есаул у них Самаряне, а пойманные Кондрашка Ходеряхин и Нефедка Золотарев были вольными людьми из российского города Соколенского, дети драгун. При массовом явлении таких грамот должно было быть побольше. И напротив, при сборе вольных людей в украинных городах Руси для посылки на Донскую службу с Кондыревым и Лазоревым документально (в Д.Д.3-4) отмечено их массовое «воровское» поведение.

- с середины 16 века (ВДС) донцы вплоть до уничтожения большевиками Области Войска Донского несут постоянную воинскую службу во имя России. Зачем «воровскому» анклаву не только начинать воинскую службу, но и столь преданно служить непонятно – воровской принцип совсем другой: «мы все умрем, но ты умри раньше». Действие этого «воровского» принципа в те стародавние времена хорошо продемонстрировали Кондыревцы и Лазоревцы, «воровство» сбившихся в кучу вольных людей цвело, а с Донской службы разбегались мухой, некоторые даже не доходя Дона (Д.Д.2.-3.). Тяжела служба, да и «воровать» не дают.

- на Дону в 17 веке за воровство полагалась смертная казнь, Повешены атаман и есаул воровского городка Рига, а город разгромлен - Войскавая отписка (1660, Д.Д.5). Ранее «.. того вора заводчика Ваську Барабанщика в кругу расстреляли из пищалей, а Ивашка Борборского да Ивашка Глухого били в кругу ослопы по своему казачьему обычаю, как у них на Дону ведется…» (1646, Д.Д.2.). В противоположность Донцам, Яицкие и Волжские казаки, да и многие другие вольные люди иже с ними, могли в 17 веке вести довольно беззаботный образ жизни. Внешних угроз для них практически не существовало, водный торговый путь – Волга под носом, а в случае чего и на Дон сбежать можно – с Дона выдачи нет.

Есть необходимость более тщательного документального исследования «подвигов» Разина и состава его бригад, если это возможно, хотя сам Разин позиционируется в документах как Донской казак, да еще ходивший по Войсковой грамоте молится в Соловецкий монастырь (1652, Д.Д.4.).

Кроме того, хорошо известна особая приверженность официальных представителей Исторической науки, формирующих массовое историческое сознание, проституировать перед властью предержащих. А как им быть иначе? - ведь если бренное тело есть, то ему необходимо есть. Здесь даже Сухоруков, человек посвятившей себя истории Донской, демонстрирует чрезвычайное коленопреклонение, с одной стороны, делает предположение о мести за брата противоправно повешенного дворянином Юрием Долгоруким – этот княжеский род встретится в истории донцов еще раз и на следующий раз будет уже океан казачьей крови (не правда странное совпадение, Долгорукие - специалисты по кровопусканию специально для казаков. Странно, что Сухоруков не замечает этой зловещей параллели), с другой стороны трактует документы, безусловно им читанные, исключительно как свидетельство «воровства» донских казаков, а с третей стороны приводит свидетельства - попытки Разина повинится и неповиновение властям собственно россиян, значит «воровство» это слишком просто.

К сожалению, чтобы разобраться в этом вопросе придется извлекать документальные свидетельства по частям, разбросанным у разнообразных авторов. Последний том Донских Дел издан в 1917 г. и они охватывают лишь период 1614 - 1663 гг., а ведь только в 1721 г. Коллегия Иностранных дел в Петербурге передала сношения с Доном в ведение Коллегии Военной. Не успели монархисты издать документы.

Большевикам историческая правда не нужна и вовсе. Первое, что они сделали, придя к власти, приняли декрет ВЦИК и СНК "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" (11(24) ноября 1917 г.), а дальше больше - Свердловым подписана 24 января 1919 года директива Оргбюро ЦК РКП (б) о поголовном истреблении казаков. Вот некоторые фрагменты из этой зловещей директивы: “Провести массовый террор против белых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам... Всем комиссарам, назначенным в те или иные казачьи поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящие указания. ЦК постановляет...” (Журнал КУБАНЬ №2 1991 года). При подобных «слугах» народа беспрепятственно можно было читать лишь Краткий курс ВКП(б), какая там публикация документов. Так кто же «воры»?

- Донцы - примерные православные люди, терпимо относящиеся к староверам и другим религиям, татары-мусульмане, калмыки- буддисты. Во время Азовского сидения они восстанавливают и заботятся о церковном наполнении храмов Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца (1638, Д.Д.1.), строят в Черкасске Вознесенский собор (1650г.), в городках имеют часовни, заботливо сохраняют и возвращают в Вильну захваченные ими во время Литовского похода дорогие церковные предметы с иконой «Пречистой Богородицы Одегитрие», да и во всех Войсковых отписках и грамотах образ Божий присутствует непременно. Православие и «воровство» сочетаются слабо.

- Очень интересное свидетельствование по данному вопросу содержится в описание (1866 г.) казаков-некрасовцев:

«…Грабеж и разбой не терпимы; с казаком разбойником или в селе расправляются, или выдают его Туркам. Поэтому Некрасовцы пользуются репутацией мирных и честных людей. Они даже и на войне не грабят, по завету Игната Некрасы, и это свидетельствуют все Турки, Поляки, Липованы и прочий сброд, служивший с ними в последнюю войну, в так — называемых турецких казаках под начальством Чайковского (Садык-паша). Турецкие казаки не только грабили, но даже хвастались своим уменьем грабить, и Чайковский с гордостью рассказывал всем в Константинополе, что в его полках сохранилась традиция и поэзия казачества. Действительно, его казаки, проходя маршем мимо стада волов, умели не только украсть вола, но на ходу зарезать его, ободрать, разнять на части и спрятать в ранцах. Конокрадство, разбой, насилие - все считалось и, кажется, до сих пор считается казацкою удалью в этих полках, несчастном порождении самолюбия и дикой фантазии Чайковского, который надеялся именно этим поднять Малороссию, стать для нее новым Хмельницким и сделаться вассалом Порты как независимый гетман пятнадцати миллионов воинственного племени! Как бы то ни было, но отставные садыковские казаки, которых множество рассеяно по Турции и по Молдавии, все единогласно уверяли меня, хвастаясь своими собственными подвигами, что валяйся у Некрасовца мешки червонцев под ногами, он даже одного не возьмет, на том основании, что "у своего царя, на своей земле ничего брать не следует, и что вот если б, они энто за границу перешли, так там бы они энто точно понажились, без греха". Поэтому в военное время Некрасовцам поручают стеречь полковую казну, гаремы, обозы, добычу и т. п., так как честность их вошла почти в пословицу и у Турок, которые шутя называют их, вместо игнат-казак, ин ат`казак, то есть упрямый казак, с которым ничего не поделаешь» (И-Ж.В)

Эти строки были написаны о потомках казаков, ушедших с Дона в 1708 г., о которых во время Булавинского восстания императорские последыши писали: « … И вор Игнашко Некрасов с товарищи, уведав тот ево, лейб-гвардии маеора, скорой приход в Есаулов и что так отважно поступили, убоясь, переправились под Ниж[ним] Чиром за Дон на горнею сторону и побежали наутек на Кубань 2000 человек з женами, оставя тягости и побросав свои пожитки …» и еще «..И которые воры булавинцы, Голой, да Слепай, да Лоскут, да Тишка Белогородец, да Питирим старец, так же Петрушка Федоров, да Игнашка Некрасов с товарыщи, собрався с такими ж воры, воруют под Царицыным и в ыных розных местех, …» (ЦГАДА2). Как мы видели выше, цена этим словам майора князя Долгорукова, пятак в базарный день - однако же, они, видимо, хорошо соответствовали тогдашнему способу представления фактов. В дальнейшем появилось весьма распространенное утверждение – Донские казаки изначально воры и разбойники, которые усилиями царствующих особ приведены к службе России - цена подобным утверждениям даже не пятак, это просто ложь.


Гражданские занятия

Монашеская служба

В 17 веке донские казаки были вкладчиками в пяти Монастырях – Борщевский (Воронеж) 1620г., Усть-Медведецкий 1652г., Святогорский (Северский Донец - Святые горы) 1625г., Мигулинский 1688г. (Д.Д.), Чернеевский (Шацк) 1573г. (ДЦ).

«…и при старости, и при болезни, и от ран увечные постригаются и живут из нас, холопей твоих, все наши-же братья, Донские атаманы и казаки, а не из городов, государь, да не из сел приходя, постригаючись живут….».

В дальнейшем по мере роста количества церквей и естественно священнослужителей шло взаимное пополнение рядов, дети священников служили казаками – при чем в 19 веке они имели преимущества по казачьей службе (ПДВ), казачьи дети занимали посты священно служителей после обучения в семи
Джерело: Общество Донских казаков Станично-Луганского Юрта Луганского округа
Автор: http://stanica.lg.ua/
19.04.2012 07:01
Історія найближчих населених пунктів
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