Зарецкий Виктор Иванович

(10.02.1925 - 23.08.1990) | Білопілля, Сумська область
Зарецкий Виктор Иванович
(10.02.1925 - 23.08.1990) Украинский живописец, работал в области станковой и монументальной живописи. Награжден в 1964 Государственной премией Украины им. Т.Шевченко (1964).

Биография (по воспоминаниям Зарецкого и его родных). Часть 3

04 червня 2012 17:33 | Білопілля, Сумська область

Из набросков Зарецкого для книги, которую он писал в последние годы:


предыдущая часть 2

Из набросков Зарецкого для книги, которую он писал в последние годы:

"Передо мной фотообои. Море, прибой. Мокрый берег. Полная иллюзия вспененной воды и золотистых туч в голубом небе. Есть на что посмотреть. Художнику бессмысленно с этим соревноваться.

На стене висит ковер, сотканный каким-то мастером. Его цвет и орнамент придуманы автором. Это художественный язык, где использованы орнаментальные символы. Организованный ритм - это уже художественный язык. Это образное мышление. Передает разное настроение. Печаль - радость:

“Червоне –то любов,

А чорне – то журба.”

<красное -="">.

Фотореализм силен документальностью. Натуральность - это не искусство. Ковер превосходит фотографию. Искусство сильнее зрительной информации. Издавна народ знал язык орнамента. Ромб пустой и ромб с точкой посередине. Поле засеянное и поле незасеянное. Приглядитесь к вышивкам на рукавах, рушниках. Там все есть. Много интересного написано об этом в книге академика Рыбакова "Мифология древних славян".

Фотография - достижение техники. Художественный образ рождается в сердце. Можно увлечь зрителя виртуозной техникой, но еще нужно заставить его задуматься...

Искусство должно быть праздником души и оно должно утешать. Собор. Витражи, росписи, иконы, блеск золотых окладов, драгоценная мозаика - все это создает ощущение праздника. Душа пребывает в ауре прекрасного.

В Соборе венчали, крестили, отпускали грехи, правили похоронные службы. Все это превращалось в Соборе в определенное таинство. Был какой-то элемент сказки. Как без этого жить?

А теперь - родился ребенок, его завернули в одеяло и принесли из больницы. И все. Венчание заменили серым ритуалом в загсе. Умер человек - засунули гроб в автобус, отвезли на кладбище и закопали. А где утолить печаль, где выплакать горе? Родился, женился, умер...

На полотно можно смотреть как на музыку линий, пятен, цвета. Рождение чистой формы отбросило понятие "как в жизни". Искусство - это жизнь, переданная художественным языком. Но без знания ремесла и школы нельзя познать язык чистой формы. Если сразу рисовать чистой формой - сразу конец...

Если презрительно относиться к школе рисования, утрачиваются целые пласты, традиции, которые возвратить трудно, а порой и невозможно. Нужны будут годы и годы для восстановления утраченного. Если рядом нет хорошего учителя - бери в учителя Веласкеса и Врубеля. Ремесло всегда должно питаться живыми соками этого могучего дерева...

В ремесле нет прогресса и нет открытий. Все давно известно. Школа не имеет лица. Ремесло - это намертво выученные правила. Каждый начинает сначала. Познать ремесло можно помочь. Но индивидуальному не научишь...

Пуантилизм Сера не породил продолжения. Но если смотреть на пуантилизм как на художественный язык - это могучее оружие. Декоративизм Матисса соединять с пуантилизмом Сера. Организованный ритм - это тоже художественный язык. Ритм веселый и ритм печальный...

Самое худшее в искусстве - однозначность... Работа пойдет, если зацепишься за какой-нибудь кусок: нос, ноздри, ухо, слезник. Тут понятие "целое" отсутствует. Есть работа. Все время смотреть: целое - отдельное. Разобрал переносицу - смотри, как это соотносится с носом, потом с головой. Посмотрел переносицу со слезником, потом смотри со скулой, с ухом, с головой.

Не думай, что нарисуешь контур головы и, набив его деталями, получишь хороший рисунок. Процесс идет волнами: целое - отдельное и т. д. Чем точнее будет рисование деталей, тем точнее будет весь рисунок. Приблизительность - это туман. К туману можно присоединить только туман.

Когда рисуешь - не маши зря головой...

Хочу сказать о силе Сецессион, который очень люблю. Сецессион - от латинского - отделение от чего-то.

Художественное течение Сецессии возникло в Европе в 1892-1905 годах. Художники объединились против официального академического искусства, которое зашло в глухой угол, стало тиражироваться, перестало отвечать времени. Для Сецессии огромное значение имело знание различных художественных языков: египетского, греческого, японского, мексиканского, языка византийской иконы...

Художник-профессионал отбирает то, что ему нужно. После этого он как бы рождается заново. Вливает свое, национальное. Пикассо многое взял от негритянского искусства. Он умел перерабатывать на свой лад (стиль) картины других художников. Посмотрите его серию к картине Веласкеса "Менинья". Для таких работ техника Репина не нужна. Нужна другая форма. Густав Климт прекрасно рисовал. Он нашел свой чудесный стиль, который не спутаешь ни с чем.

Каждый художник должен думать о своем стиле. Тогда он становится уникальным мастером. Стиль Пикассо. Стиль Шагала. Стиль Климта. [4]"

С 1970 по 1984г. работы Зарецкого не экспонируются и не упоминаются в печати. В 1989 г. друзья художника устраивают его выставку в Киевском доме ученых. 29 работ закупают на аукцион "Кристи".

В. Зарецкий умер 23 августа 1990 г. Похоронен на Берковцах в могиле матери, рядом с отцом.


Литература.

1. Зарецький Віктор З сірого зошита. - журнал “Київ” № 1, 1992р.

2. Зарецький Віктор Доповідна записка. - журнал “Київ” № 1, 1992р.

3. Зарецький Віктор Біла тека. Автобіографія. - журнал “Київ” № 1, 1992р.

4. Зарецький Віктор Роздуми біля полотна. - журнал “Образотворче мистецтво” №1-2, 1993р.

5. Зарецький Олесь Мої батьки (Алла Горська й Віктор Зарецький)

6. Зарецька Майя Спогади про художника Віктора Зарецького.- “Молода Україна. Журнал української демократичної молоді” вересень-квітень 1990р.

7. Авраменко Олеся Несхитність. - журнал “Україна”, №17, квітень 1989р.

8. Віктор Зарецький. Каталог виставки творів. - Спілка художників України, 1991р.

04.06.2012 17:33
Художники найближчих населених пунктів
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